Солохаул

Название Солохаул известно всем, кто хоть раз выходил в горы. Вспоминается знаменитая "тридцатка" - всесоюзный маршрут "Через горы к морю", проложенный по древней тропе, пересекающей живописнейшие места предгорий.

Отсюда начинается настоящий Кавказ: издалека виден самый западный ледник Главного хребта - на горе Фишт. Суровая красота долины Шахе была лишь шлейфом ее скалистой короны, но когда в Солохауле появился храм, здесь поселился Бог.

История

Название "Солохаул" хранит память о фамилии владетелей здешних земель - бесленеевских князей. До середины XIX века долина Шахе была густо заселена: по ней проходил Абазинский караванный путь через Черкесский перевал в долину р. Белой. Обилие исторических памятников разных времен (дольмены, руины крепостей, курганные могильники) говорит о незапамятной древности этой дороги.

После изгнания черкесов из горных районов край обезлюдел, но названия сохранились. Несколько раз Солох-Аул пытались заселить русскими, но незнание особенностей горного земледелия губило все начинания. Наконец, неприступная долина покорилась трудам еврейского крестьянина Иуды Кошмана, вырастившего здесь плантации самого северного чая.

После революции 1917 г неземные красоты и уединенность Шахе привлекали изгнанных из южных монастырей иноков. Потаенные ущелья заполнились кельями и пасеками богомольцев, тщательно разыскиваемых советской властью и бандитами.

В 1997 г появилась возможность основать в Солохауле общежительную мужскую обитель - Крестовую пустынь. Духовное строительство проводилось под патронажем Валаамского монастыря, основными жертвователями стали сербы.

Долина словно ждала появления святыни: купола органично вписались в пейзаж, шум реки красиво переплелся с колокольным звоном, а безымянные горные потоки стали святыми источниками.

 

Достопримечательности (святыни обители)

Храм в честь Воздвижения Креста Господня - пока единственное здание, объединенное с немногочисленными кельями. Во время бомбежек православной Сербии, сербские строители возводили храм в далекой сочинской земле, в благодарность за поддержку России. Крестовая Пустынь стала символом русско-сербского единения. Выложенная из дикого камня стена превращает обитель в настоящую духовную крепость.

В храме имеется чудотворная икона Богородицы "Троеручица". В Сербии она является национальной святыней. К ней обращаются за помощью при бесплодии. Также можно приложиться к частицам мощей нескольких святых, в т.ч. Целителя Пантелеимона.

Поклонный Крест из резного дерева под "крышей" (древняя традиция) установлен на постаменте - "голгофе", сложенном из красноватых камней. Странный налет на камнях стал появляться в русле источника Св. Пантелеимона. По рассказам местных жителей, во время Гражданской войны, выше по ручью, были расстреляны несколько обитавших в Солохауле монахов. Красноватый оттенок символизирует кровь невинных мучеников.

Часовня в честь "Троеручицы" украшает горную дорогу, ведущую в Солохаул. Необычная архитектура относится к "неовизантийскому" стилю. Строили сербы.

Святой источник Св. Великомученика Пантелеимона расположен на территории монастыря. В нем оборудованы две купели для погружений. Чуть дальше русло Шахе освящается еще тремя источниками: Двенадцати Апостолов, Пророка Иоанна и Божией Матери (водопад). По свидетельствам паломников, погружавшихся в святые воды монастыря, их целительная сила неоспорима.

Источник Святого великомученника Пантелеймона Мужской монастырь Крестовая пустынь Дом-музей Кошмана, Солохаул

Особо торжественные мероприятия - крестные ходы - проводятся в обители на праздники Крещения Господня (в ночь с 18 на 19 января) и Воздвижения Креста (27 сентября) при большом стечении паломников.

Кроме самой обители, в Солох-Ауле можно осмотреть усадьбу Иуды Кошмана, а в 5 км выше по реке, влево от пос. Бзогу - большую дольменную группу в урочище "Три дуба". По пути из Дагомыса в Солохаул можно посетить "Корыта" - место отдыха с естественными ваннами для купания в р. Западный Дагомыс.

 

Правила для паломников

Крестовую Пустынь посещает множество туристов. Двери обители открыты для всех, но установленный порядок требует соблюдения христианского дресс-кода: скромная одежда, для женщин - юбки. Погружения в святые источники совершаются в длинных рубашках или футболках. Прием паломников в гостинице монастыря сильно ограничен. В поселке имеются гостевой дом и турбаза.

Как добраться до Солохаула

  • На автотранспорте. Со стороны Лазаревского: по Новороссийско-Сухумскому шоссе до Дагомыса. Недалеко от въезда в поселок - поворот налево по ул. Армавирской, по указалелю на Солохаул. От поворота до Солохаула 28 км асфальтированной дороги. Монастырь находится в Нижнем Солохауле, на развилке - направо.
  • На общественном транспорте: из пос. Дагомыс на автобусах 145, 154. 8 рейсов в день по расписанию.
  • Пешком: маршрут №30 Гузерипль - Черкесский перевал - Солохаул (4-5 дней).

Карта с обозначениями и улицами